Бродвей на проспекте Гагарина, изображение №1

Пока московские продюсеры раздумывали над тем, как привезти в Первопрестольную бродвейский мюзикл «Титаник» на музыку Мори Йестона и тексты Питера Стоуна, в северной столице занялись собственным, отечественным проектом «Титаника» на музыку Александра Бараева. Автор пьесы, стихов и постановщик — Алексей Козырев, режиссёр Екатерина Самойленко. «Питерская сборка» получилась эффектной и яркой.

Для театра «Алеко» мюзикл «TITANIC. Рейс 14-01» — это не первый эксперимент с «бродвейским» жанром: недавняя «Verona» уже запомнилась зрителям хорошей музыкой и сильными голосами, эффектными костюмами и яркими ролями. Понятно, что история трагической любви детей двух враждующих семей из Вероны для театральной постановки так же беспроигрышна, как и история трагической гибели «Титаника». Сочувствие зрителей обеспечено практически при любом уровне и качестве спектакля. Но постановка мюзикла — это «театр в кубе»: для успешного результата здесь должны встретиться хорошая музыка — раз, отличные голоса — два, продуманная постановка — три, кордебалет и эффектная хореография — четыре, дорогие (независимо от задачи) костюмы, декорации, видеоряд, спецэффекты… Пять, шесть, семь, восемь… И все это необходимо мастерски свести в одно целое: мюзикл, который остается в репертуаре хотя бы год, — это всегда звёздная история, любовь зрителей и актёрский взлёт.

Бродвей на проспекте Гагарина, изображение №2

Конечно, сцена театра «Алеко» невелика для масштабного «бродвейского» сюжета. Хотя заметим, что снятый из репертуара в 1999 году бродвейский «Титаник» вернулся затем на подмостки именно в камерном варианте в постановке Тома Сазерленда. В петербургском мюзикле, несмотря на «камерность», возможности жанра были использованы постановщиками в полной мере: лаконичные, но ёмкие декорации, отличный видеоряд (точнее, видеоарт Виктора Соколова), настолько удачный, что он успешно заполнял многочисленные режиссёрские лакуны, замечательный звук и прекрасные солисты, решающие успех мюзикла в первую очередь.

Конечно, главная удача петербургского «Титаника» — это собственно музыка Александра Бараева — очень талантливого и, может быть, не на весь масштаб своего дарования востребованного сегодня композитора. Что ж, можно лишний раз оценить чутье Алексея Козырева, который во второй раз обращается к этому композитору, а на себя берет написание оригинального сценария мюзикла и стихов к ариям, многие из которых уже на премьере звучат как будущие хиты. Разностилевой получился мюзикл, но, несомненно, запоминающийся.

Бродвей на проспекте Гагарина, изображение №3

Мастерство композитора позволило в одном сюжете соединить и фарсовую, почти в стиле кабаре стилистику, например, в арии Софы «А вы что хотели?», которую блистательно исполняет (как и в целом свою роль) Анжелика Штыпс, и ироничную хитовую арию Дени (Андрей Смирнов) «По барабану», мощную «Атлантику» в исполнении Вячеслава Штыпса и крепкие драматичные арии Помощника Джона (Игорь Бессчастнов), отличный, во всех смыслах — вокальном, танцевальном, постановочном — дуэт Тэда (Дмитрий Балашов) и Дени «Где же те ресницы?» и, конечно, сильные лирические арии Энни (Натали Козырева), а также дуэты Энни и Тэда. Даже обычные мюзикловые «темы», в этой постановке, запоминаются слушателю — например, сильная тема «Титаника», в которой соединяются и драматический, и лирический мотивы мюзикла.

Бродвей на проспекте Гагарина, изображение №4

Может быть, не самым эффектным получился эпизод Дени и Кэти (Анастасия Петрова) «Перепела», хотя сама эта «сладкая парочка», определённо, была самым интересным дуэтом в премьере. В какие-то моменты они вдруг до боли напоминали блистательный дуэт Натальи Гундаревой и молодого Константина Райкина в «Труффальдино из Бергамо». Во всяком случае по азарту, энергии и молодому задору. Кстати, юный Андрей Смирнов в жанре мюзикла вообще чувствует себя как рыба в воде, и кажется даже, что ему в «Титанике» «королевство маловато». Что ж, удачи и размаха редкому и интересному таланту. А зрителю, несомненно, было ещё и «маловато Софы» в исполнении Анжелики Штыпс: её образ, мгновенно очаровавший зрителя, несколько потерялся в первом действии, и только во втором, в дуэте Уоллеса (Вячеслав Штыпс) и Софы «Я б не любила вас, а обожала…», артистка снова порадовала слушателя.

Бродвей на проспекте Гагарина, изображение №5

Надо сказать, что второе действие мюзикла, естественно, более драматичное, чем первое — история гибели корабля и его пассажиров, — оказалось не менее интересным по музыкальным хитам: и сильные дуэты Энни и Тэда («Любовь наша» и «Навсегда»), и очень трагичный SOS, и блистательно исполненная Владимиром Дяденистовым последняя ария капитана «Мы навеки вместе», и, конечно, отличный финальный хор «Спокойной ночи», во время которого неудержимо хотелось поднять вверх светящийся гаджет. А вот режиссёрская конструкция где-то (в том же SOS) была очень интересна, а где-то, определённо, провисала. Конечно, хочется и эффектного кордебалета, но это сложная и «не камерная» история… Не будем забывать, что «TITANIC. Рейс 14-01» — премьера, а такой жанр, как мюзикл, должен сработаться, как хороший механизм. Для этого нужно время. И поддержка поклонников. А у этой постановки с первого спектакля, определённо, появились многочисленные поклонники: зал поддерживал спектакль искренней и живой реакцией, аплодисментами и, конечно, цветами и подарками в финале. Мюзикл — это любовь зала, а это чувство в «Алеко» уже случилось. Неслучайно в театре мечтают о том, что когда-то на здании на проспекте Гагарина, 42, появится вывеска «Театр мюзиклов АлеКо».

Текст: Ирина Тарасова

«Петербургский театрал», №1 (26) январь 2020

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии